вторник, 1 июля 2014 г.

Кафедральные

Вчера я сдала последний экзамен и теперь более менее свободна. Более менее потому, что одна дисциплина у меня таки ушла на осень, ибо я не пошла на экзамен в виду бессмысленности сего действия. Но ничего страшного. Я обладаю потрясающей способностью в моменты опасности высасывать окружающим мозг через трубочку, и, так как все моё ближнее окружение до сих пор полноценно осуществляют умственную деятельность, можно сказать, что волноваться не о чем. 
В конце концов, можно родить и сказать, что я решила посвятить себя детям. 

Всем детям



Экзамены проходили в непривычном для меня режиме, ибо когда мои одногруппники молились, повторяли билеты, или просто давили лишний час подушку, я сидела в очереди в поликлинике и молилась Богу Очередей, повторяла, что я стояла вот за этой бабушкой, а не за вот этой, и если Вы меня продолжите тюкать - я Вас задушу вот этой вот подушкой. 
Да, я ношу с собой подушку - экзаменатор сам себя не разжалобит. 

Сдав анализы, которых у меня страшное множество - будто меня в космос запускают из катапульты из канцелярских резинок и ореховой скорлупы - я перлась в свою колыбель знаний, в которой истошно орал вечно голодный младенец образования. 
Да несу я свои мозги, несу, только не ори - ты Жоре из Собачьего парка весь настрой сбиваешь.

Так как больница у нас располагается прямиком за университетом, внимательно приглядевшись к печально вздыхающему телу, ползущему в горизонт с прикрученной к нему табличкой "Экономический факультет", можно отследить его печальный цикл жизни, а если еще добавить последним звеном кладбище - то всё совсем встанет на свои места. Прям как в легендарной ну, как легендарной - я в Омске три года живу, и только недавно узнала о 66 маршрутке.  Еще там между универом и больницей вальяжно раскинул еловые бровища собачий парк, который, почему-то, 2гис величает "Сквер молодоженов", хотя из молодоженов там только регулярно отмечающие сто первую брачную ночь бульдожка Жора и мопс Джульетта. 
Мне по секрету поведали, что таким названием сквер обязан располагающемуся неподалеку районному ЗАГСу, но откуда ж мне знать, я его никогда не замечала - это первый и последний диагноз человека, который смирился с ролью гражданской жены и ночами кропает в блокнот аргументы в духе: "И чо, штамп - это не главное".

А вот и я

На последнем экзамене я задумчиво смотрела на безымянный палец с крохотной дырочкой и размышляла - если я пошучу, что ответ на билет высосала вот отсюда, мне за юмор балл накинут, или можно сразу за зачеткой бежать - благо, первый этаж, далеко не улетит.

Дело не в том, что я не готовилась, нет - это вообще не аргумент, ибо в мировом информационном поле витает вся необходимая информация, а нам надо просто к ней подключится и пользоваться. Подключится мозгом, а не телефоном, ишь какие. Что? Это, вообще-то, не мои слова, а моего завкафа, так что уважайте авторитет должности и опыта.

Дело в том, что вокруг меня витает какое-то неправильное поле, на котором из информации только количество пожираемой единорогами травы в тоннах.
И единороги не знают, как ответить на вопрос а-ля "Обоснования выбора на завтрак бутерброда с колбасой" что-нибудь, кроме как "Потому что захотелось!". 
Нет, ну правда - на что вы рассчитываете, задавая такие вопросы? А вы пробовали пользоваться методической и учебной литературой, хотя бы, при формировании списка экзаменационных вопросов? Нет? Я так и думала.
Я, конечно, мастер лить воду и могла бы этот вопрос расписать на две страницы, но мне за год уже осточертело осознавать то, что я дверью ошиблась, и вместо кафедры менеджмента завалилась на курсы умелых водолеев.

Вперёд!

Тут я, конечно, предвзята. Не на курсы водолеев, а в клан стратегов и дипломатов, ибо когда тебе говорят: "Выбери из списка вопрос, который ты лучше всего знаешь" ты смотришь, анализируешь развитие ситуации на двадцать два шага вперед, и выбираешь не то, что лучше всего знаешь, а то, где тебя на третьем шаге не подорвет вражеская мина вопросом из серии: "А что вы вкладываете в понятие "Сапиосексуал?".

В понятие "сапиосексуал" я вкладываю то, чего я от вас не дождусь. Ну, по крайней мере, сегодня, ибо я вам только что рассказала весь свой билет, зацепив еще два вопроса, окантовывающие мой в общем списке, а потом бонусом расписала методы изготовления мороженого из яичного белка, сахара и молитвы, а вы мне опять про: "Я не услышала методы, ты их разве называла?". Нет, не называла, я просто иногда сплю с открытыми глазами и вижу чудесные сны, в которых преподаватель внимательно слушает мой ответ на вопрос, который мы так детально разобрали на семинаре, а не слушали чьи-то странные увещевания не по теме.

В общем, проблема не в нежелании ломать усердно выравниваемые брекетами зубы о гранит науки, а в нежелании делать вид, что мы тут все понимаем, что данный преподаватель меня может научить чему-то, кроме сдерживания воплей о некомпетентности и формирования общей психологической закалки. 

Просто я хочу, чтобы деятельность преподавателя заключалась в преподавании, а нацеленность была на студента и его развитие в области, которую он для себя выбрал, и которую, кстати, преподаватель тоже выбрал. Это я так уточняю, как бы между делом, чтобы было понятно, что у нас тут не клуб по изучению мадагаскарских бабочек.

Первое правило клуба любителей мадагаскарских бабочек: никому не рассказывать о клубе мадагаскарских бабочек

Не многого хочу, между прочем. Явно меньше людей, которым, дабы поставить отметку в зачетку, нужно оценить не только знания человека, а еще и его умение выстилаться перед Светилом и примирительно улыбаться, когда тебя поливают грязью. 

 - Эта грязь целебная, она тебя закалит, критику надо уметь принимать, я желаю тебе добра, ты сама виновата, ты же понимаешь! - эти и другие фразы из сборника "Почему я неуравновешенный самодур и все вокруг должны меня любить".

Это всё вообще шикарный момент во всей этой истории. Как тот, когда Лиза Аррен спикировала в канализационный люк, которому на компьютере придали черты шикарной и пугающей лунной двери. 
Если бы у нас в университете был такой люк - я бы точно в него что-нибудь скинула. Свои амбиции и филантропство, например.

Всё это было не ради картинки, просто так удачно сложилось

Кто-то когда-то сказал, что если вы стали кандидатом наук - вы Царь, Бог, а тот, кто ниже вас - тот сам дурак и невоспитанное хамло. И совсем не надо самосовершенствоваться, воспитывать в себе характер, который заключается не только в поджатых губах и обещаниях смертных мук на подвластных вам дисциплинах, а еще и в понимании человека, широте души и прочих непонятных фразах. Достаточно просто защитить кандидатскую/докторскую и гордо восседать на стуле, уча уму-разуму неопытных птенцов путем скидывания их в раскаленное масло ваших самодурств. А кто не выжил - тот сам дурак, я же говорила.

Не, вы не подумайте - я отнюдь не бунтарь и правдоруб. В большинстве случаев я скромно поднимаю уголки губ, понимая, что с человеком надо считаться, ибо он старше, опытнее, и добра мне хочет, но когда ты внезапно осознаешь, что опытный человек - это просто повзрослевшая личинка стервозной студентки, и она вовсе не добра тебе хочет - тут как-то не до улыбашек.  

Если вы еще не уловили всю сюжетную линию моего злобного шипения, я расставлю некоторые смысловые акценты: у нас на кафедре есть неплохой завкаф, веселый дядя, который, как мне кажется, грезит странной и недосягаемой мечтой - сделать из обычной кафедры, которая с неба звезд не хватает, но, в общем-то, довольно неплохо живет, кафедру-клан, на которой работает вся его семья, и окружающие восторженно заявляют: "Ну у них вся семья -блестящие ученые, весь университет на себе держат! Что уж говорить - голубую кровь сразу видно!". Поэтому, у нас на кафедре работает целый семейный тандем в двух поколениях. Отличный базовый слой для реализации мечты - очень логичный, на мой взгляд. Ничего не предвещает беды.

Небольшой скол в планах пошел тогда, когда голубая кровь закончилась на левой руке завкафа, а на всех остальных не хватило даже его мозгов, ибо то, что происходит у нас сейчас - это тихий вздох, замедляющийся пульс и "А палкой тыкать не пробовали?". 

Если человек приходится тебе родственником и готовит неплохие борщи - это не значит, что он будет готовить неплохих специалистов в университете. Совсем не значит. Это абсолютно разные понятия, которые не являются звеньями в причинно-следственной цепочке - они могут только дополнять друг друга, как разные характеристики, присущие одной личности. 

Откровенно говоря, будь я в состоянии взять к себе на работу кого-то из себе приближенных - я бы воспользовалась этой возможностью. Но только лишь с оговоркой на то, что мой, хоть и близкий, но все же кандидат на место, обладает необходимыми для этой должности навыками и качествами. 
Ну не стала бы я тащить сисадмина Вову выращивать дикие розы на продажу - он и розы бы погубил, и сам был бы недоволен работой не по душе, и вообще, а че это ты мне сам розы не даришь, ага, пока сама не сделаешь - никто не сделает, вот и иди отсюда, и секатор свой забери.
Другая сторона монеты - будь я на месте человека, которого взяли "по блату" на должность - я бы поперек треснула и вдоль срослась, лишь бы не упасть в грязь лицом и не утащить за собой своего благодетеля с белым воротничком, ибо хуже собственного позора может быть только неоправданное доверие и подстава другого человека. Да и требования к такому человеку всегда завышены - даже если не оглашаются прямо, они всегда висят в воздухе прозрачной гильотиной, готовой опуститься на твою голову, сделай ты шаг не в ту сторону.


А тут люди вообще не заморачиваются. 
Я не понимаю, в чем оргазм заниматься тем, что тебе не нравится, к чему ты не испытываешь никакой тяги, интереса, что не приносит тебе никаких эмоций. У всех людей есть какие-то увлечения; у них, наверняка, тоже есть что-то по душе - что конкретно я уже не знаю, я не психолог в центре профориентации, но я знаю, что только у картошки нет никаких увлечений в жизни. Да даже эта крахмальная фасолина увлечена периодическими экспериментами, так что у меня плохие новости для моих подсудимых.

Сидеть на месте под солнцем, невзирая ни на что - это тоже позиция, да. Но когда это касается социально-важных отраслей - таких как образование, медицина, таких, где на первом месте стоят не деньги, удобства, а какой-то внутренний порыв - мое мировоззрение грустно вздыхает и просит перестать его так сильно трясти, чай не стеклянный шар со снегом.

А потом эта леди разочарованно заявляет мне на последнем экзамене на курсе: "Что-то вы с Ольгой в этом году сдали свои позиции". 
Ага, сдали. Вон той замечательной славянской семье без детей, животных и вредных привычек. 
Сначала тебе материал выдает человек, который сам этот материал увидел за два часа до пары - это меня уже не обижает, потому что я со второго курса не оплачиваю образование и не изрыгаю пламя на тему: "За что?! За что я плачу такие деньги?!", жуя программу сама. 
А потом тебе говорят, что студентота пошла безынициативная, ленивая, не радеющая за собственную кафедру, а вся группа сидит с потупленными глазами и пытается понять, о ком речь вообще. Ну точно не о нас: мы в прошлом семестре с восьми до десяти в университете сидели, чтобы организовать неделю специальности нашей вашей же кафедры, а на нас потом вылили еще тонну дерьма, ибо видите ли, мы на не пятьсот процентов выложились, а на четыреста девяносто девять, аморфные слизни эдакие.

А потом еще, как бы, само собой разумеющееся: "Ну, вы же будете помогать своей кафедре, когда станете руководителями и видными людьми?"

Я, конечно, взрослый человек, который понимает, что если ты хочешь учится - ты будешь учится, а если ты диванный паразит, то виноватых можно найти и уложить штабелями по маршруту поезда "Москва-Владивосток". Да и не пять лет мне, чтобы подобное сломало психику и я заперлась дома с разбитой верой в человечество - люди же разные, ситуации разные, вон в Исландии глаза овцы кушают, а тут, подумаешь, человек без опыта и энтузиазма учит людей, что главное в жизни - опыт и энтузиазм.

Просто это немного напрягает. Чуть-чуть. По крайней мере пока. Пока у меня не отмерли последние сосочки на щупальцах мировосприятия.

- Вы сдали позиции.
- Это затишье перед защитой диплома. Там мы взорвем всех.
- Взорвете? Кого вы взорвете? - недоуменно-растерянным тоном.


Выездная бригада подрывников принимает заказы на устранение людей без чувства юмора 

Я так бодро начала и скатилась в какое-то говно.

Если бы я была графиней, я бы взяла вышеуказанную фразу и сделала её девизом рода, вышитом золотыми нитками на гербе с единорогами.

Вот правильно говорят - не трогаешь - не пахнет.

И чего это меня понесло-то.

А в этой фразе узнали бы себя некоторые люди с моей кафедры, если бы они трезво оценивали свою педагогическую деятельность.

Дом, какой бы и где бы он ни был - он со своими тараканами, которых нужно принимать и любить, не выносить их из избы, обеспечивать необходимый температурный режим и объедки на столе, но объяснить это моей дергающейся брови невозможно.

9 комментариев:

  1. Как бы там ни было, поздравляю с окончанием сессии! О том, что будет осенью, ты успеешь еще подумать осенью)

    Маршрут 66 автобуса уникален :D

    У нас немало было преподов похожих на твоего (фак, я даже соскучилась по этому, и лучше бы мучилась с экзаменами, чем жить так, ка сейчас :\).
    И правда, уже стало закономерностью то, что если у преподавателя есть степень не ниже доцента\кандидата наук, то он начинает проявлять все свои скрытые, зачастую негативные проявления в характере. Да, собственно, так и не только с преподами, весь мир так устроен, пожалуй. Радует, что все-таки бывают в этом правиле и редкие исключения.
    И кафедры-кланы сейчас понятие нередкое. К примеру, у меня на факультете было по меньшей мере 4 клана. Подобное очень бесит, особенно когда дети явно более ограничены в конкретной научной сфере, нежели их родители. И когда после семинаров такого дитяти приходишь к мамане\папане, то непременно окажешься виновным в том, что чего-то не знаешь\что-то не так анализируешь\не так решаешь. И вот интересно, почему же так, м?
    Эта ситуация мне, увы, хорошо знакома. Нужно набраться терпения и трансформировать свои не весьма приятные эмоции в конструктивные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! ^___^

      4 клана - это Игра Престолов у вас там какая-то, а не университет. :) А то, что дети более ограничены - это в точку. Ну просто очень разительная разница между поколениями - начинаешь задаваться вопросами в духе "А туда ли аист прилетел? И не ронял ли он никого в процессе доставки чада?".

      Благо, у нас хоть не выставляют виноватыми за незнание чего-то, ибо это, чаще всего, просчет самой образовательной программы: на 3 курсе мы изучаем то, что должны были изучить раньше, и нас удивленно вопрошают а чо это мы не знаем ответа-то на такие элементарные вопросы.

      Я трансформировала, трансформировала, а тут этот дурацкий год закончился и меня прорвало. :) Теперь, думаю, до следующей сессии замолчу, а там и диплом недалеко.

      Удалить
  2. маршрутка потрясающая.
    что касается учёбы: оно так везде. Ошибаются дверью, и это не самое страшное. Некоторые ошибаются планетой на которой родились. Дерьмовые преподаватели уже мейнстрим. Причём когда я встретила (в этом семестре) хорошего преподавателя, я просто охренела что информацию можно запоминать независимо от собственного на это желания... хотя у него специфические методы преподавания... очень специфические...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы вот тоже начали думать, кто из преподавателей наших больше всего нам понравился и оставил большой след как в знаниях, так и в сердце. Вспомнили одного и у него тоже были довольно нестандартные методы преподавания. :) А так я охреневаю просто от того, что только лишь иногда встречаю отличных наставников в стенах университета. Их по пальцам можно пересчитать.

      Удалить
    2. самообразование удел каждого =( и с этим можно было бы смириться, если бы преподаватели не выпивали мозг через уши.

      Удалить
  3. Вика, только хотела рассказать про Игры Престолов на нашей кафедре, а ты уже в комментарии опередила ))
    Так вот на нашей кафедре было два клана. И да, они ещё умудрялись между собой эти самые игры устраивать. Я не знаю какого чёрта, но на один из самых основополагающих предметов (он очень мега технически-инженерный. Называется "теоретические основы электротехники". Короче, основа основ) поставили вот такую "одаренную дочь". Так она мало того, что ходячий труп, ничего толком сама не понимает, она ещё и умудрялась нам давать ложные сведения и путаться в показаниях каждый раз. То есть прикинь, мы на лекции одни факты получаем, а приходим на экзамен к её папаше и оказывается, что мы все несём полную ахинею и бред )) ну и попробуй объясни, кто тут козёл.
    Как видишь, ты не одинока в своей печали и размышлениях. Но такие люди ни в коем случае не помешают тебе стать хорошим спецом. Так что пожалей их, как не очень счастливых товарищей. Вряд ли человек счастлив, когда занимается не своим делом, а только потому "чтобы было".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мда уж. Про ТОЭ даже я знаю - человек, далекий от технического образования, как глазные яблоки от затылка. :)
      Мы за головы схватились, когда узнали, что у первокурсников вести некоторые предметы, лежащие в основе понимания менеджмента как явления, будет малограмотная дочь завкафа. Это мы схватились - не он, ага. Хорошо, что хоть одну из важнейших для вчерашних школьников экономических дисциплин читает дядечка под 80 лет, которого я о сих пор вспоминаю с теплотой и грустью.

      Да,я полностью согласна, что не помешают, даже наоборот могут послужить дном, от которого надо оттолкнуться, чтобы понять кое-какие вещи. Хотя, ак любит говорить наш завкаф: "Я думал, что я на дне, но потом услышал, что снизу постучали"...

      Удалить
  4. В маршрутке больше всего доставило то сочетание: психиатрия, тюрьма, кладбище.
    Со сдачей тебя.

    Про своих преподов, которых скоро увижу, мне вспоминать не хочется. Меня заинтересовал все-таки вопрос про колбасу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! ^^

      Если б у нас были вопросы про колбасу - я бы забросила блог, личную жизнь, сериалы, и все время тратила на учебу, задорным колобком перекатываясь по корпусу. =3

      Удалить