воскресенье, 13 декабря 2015 г.

Солнце уже высоко

В организации, как в рыночной структуре, меня всегда привлекали две профессиональные области, куда в перспективе можно было прийти и важно размахивать дипломом, требуя немедленного трудоустройства, аки ретивый самец райской птички размахивает смоляными крыльями, требуя свою подружку создать новую ячейку крылатого общества. Только у самца были неплохие шансы достичь всего, чего хочется, потому что он смешно танцует и улыбается, а в мире людей это почему-то не работает. Ну, не всегда. В супермаркете, вон, не оценили, говорят, покупку оплачивайте, чего танцуете тут, охрану позвать или где. Как всё сложно, когда ты не райская птица. Не суть.

опять ты

Маркетинг и управление персоналом - два слоника, важно восседая на которых в процессе прохождения образовательной программы мне почти не хотелось спуститься и положить свою голову под их гранитную ногу знаний. Ну или обмотать хобот вокруг шеи и затянуть потуже - такое желание периодически накатывало при общении с другими учебными слонами-дисциплинами.

Еще были бизнес-процессы, но это уже из ряда "и палка стреляет раз в год" - почему-то абсолютно абстрактной Вике вдруг очень хорошо дался предмет, построенный на логике и упорядоченности. Противоположности притянулись, испугались и разошлись - я бы написала об этом песню, но пока что в планах у меня рассказ про фруктовых пузек, которые живут под столом в старом семейном ресторанчике. Не до романсов, в общем.

Маркетинг мне нравился тем, что в семестре, проходившем под его знаменами, мы варили компот из сухофруктов и весело переговариваясь тащили в университет две пятилитровые баклажки, прорезавшие в ладонях багровые борозды и протестующе бившие нас по ногам, как нашкодившие дети, которых за уши вели на серьезный разговор. Мы важно восседали на кухне, подсчитывая себестоимость компота, который задорно гремел крышкой, торжественно возвышаясь на плите и распространяя запах полдника в детском саду по всей квартире.

Всем было здорово, все грызли испеченное бонусом печенье и просили "Вон того, из другого бутыля", который на самом деле был тот же самый компот, но с ложкой корицы - он разошелся мгновенно, потому что подавался как "по особому рецепту", оставив своего специально (а вы думали) плохо презентованного собрата грустно булькать янтарными боками. 


На управление персоналом мы переодевались в костюмы, ставили сценки, вырезали картинки и приклеивали их на ватман - в общем, МХАТ, ты потерял отличную труппу лицедеев, чьему авторству принадлежала пьеса с увольнением целого штата беременных работниц. Нет, это не моя идея. Вру, моя, вас не проведешь.

"Но, Вика - робко поднимете вы указательный палец - маркетинг и управление персоналом - это ведь не абсолютная кулинария и нелепые театральные представления, это немного... чуть-чуть... ну прям незначительно другое... Совсем."

А то я не знаю!

Чудесная фраза - как хочешь, так и толкуй. Толкуй, меня, толкуй, моя толкушка! 

Извините, я тут просто свой блог листала в поисках вот этого поста, где подробно описана часть про компот и маркетинг, и на меня налипло чот сумасбродное. 


Господи, как круто было-то, какая я была бахнутая, но веселая. А можно мне еще так? Надо выделить денек на переоценку воспоминаний об универе и понять, что блог - не блажь, а необходимость. Воспоминания тускнеют, а буквы - нет. 

Поэтому мы приступаем к самому важному! 


Вы думали, что вступление никогда не закончится, но нет, это же не мой запас лени и нытья, смотрите, чего там дальше по трудоустройству было.


Итак, меня взяли на должность "Менеджер по отбору персонала".

Да, детка, сейчас я буду проводить собеседования, нарядившись в костюм Лунтика - меня так на парах учили - где мои инопланетные антеннки? 

А это чо такое, а, технология приема документов, а разве кадровое делопроизводство и проведение собеседований - не разные функциональные плоскости, а, ну ладно, пойду читать.

Мне дали толстую папку, угрожающе подмигивающую пронумерованными этапами приёма и увольнения сотрудников, внесения их в базу 1С, оформления больничных и прочего шаманства, которое я никогда раньше не видела. Не, в списке вещей, которые я никогда не видела, первыми по желанию исправить эту досадную ситуацию стоят и нетерпеливо бьют копытцем единороги, а вот графа "Алгоритмы кадрового делопроизводства" болтается где-то рядом с "Адекватный научный руководитель" (ну завязывай уже. шнурок на сонной артерии) и "Как рождаются ежики", поэтому я немного озадачилась, но таки начала проникаться и даже пересказала прикрепленной ко мне начальнице все страницы адского альманаха.

Первый день я, помимо сдачи алгоритмов, смотрела, как эту работу выполняет Катя и тихо восхищалась - такой штат, а она всё одна тянет, ну молодец же. А теперь я буду ей помогать.

- А теперь ты будешь кадровиком. Потом, как всё тут узнаешь, станешь менеджером по персоналу, а пока вот. - донеслось до моей обалдевшей головы, косящей одним глазом на стопку личных дел, которые надо было заполнить, паспорта, которые надо было отксерить, людей, которых надо внести в базы, пригласить их на подпись договоров, которые предварительно надо было сделать и распечатать, а еще в журналах инструктажа заставить расписаться, и трудовые книжки, которые нужно было заполнить.

Окей, гугл. "Как пользоваться ксероксом". 



Я тут успешно использую амплуа дурочки и про Лунтика вам втираю, но на самом деле (сядьте. серьезно. такую новость на ногах переносить нельзя), я ж взрослый и умный человек и понимала, что картинки на ватмане остались в далеком прошлом, а тут уже работа, всё серьезно, мама, я родился и хочу обратно, и всё такое, но.

Даже сейчас я считаю, что давать человеку, который только закончил читать алгоритмы и вообще плохо себя осознает в пространстве, полный доступ ко всем базам, договорам, личным делам, и штату в триста человек - это странно. И не потому, что он коварен и конкурентский засланник - нет, главные слова в предыдущем предложении были "300 человек".

Вы ж понимаете, я к царю Леониду имею отношение только в пятничные вечера, когда слова угадываю в передаче по главному каналу, а вести 300 человек я могу разве что в бесконечные горизонты обалдевания.

А еще с моим приходом начали вводить воинский учет. Это когда всех мужиков в организации надо найти и уничтожить промониторить на предмет наличия военных билетов, а потом сообщить, куда надо. 

Я всегда умела являться в самый разгар вечеринки и в очередной раз продемонстрировала своё уникальное свойство, которое наравне с "могу скользить, как лебедь, и падать, как панда, на ровном месте".

Через пару дней я поняла, что я бесконечно, непроходимо, преступно, нереально, космически ... Пошел вон от клавиатуры, чертов словарь синонимов! Нельзя отойти чай себе сделать, сидит наяривает мне тут однородные члены в предложении!

...что я грандиозно тупа. Я путала все алгоритмы, я не так оформляла людей, давала им не те справки, которые потом относила не туда, я делала не то, я даже документы не могла нормально отксерить. Уверена, что Кате до сих пор снится жалобное "Каааать...", доносившееся откуда-то из угла, заваленного личными делами и тоской. 


У нее всё получалось идеально и органично - до этого она довольно долго работала кадровиком в другой фирме. Она говорила, что мой тупняк - это нормально, что у всех так, но я понимала, что она просто хороший человек и пытается хоть как-то меня поддержать.

Полтора часа, которые занимала у меня дорога на работу, пересаживаясь с автобуса на маршрутку, я думала о том, что мне надо продержаться еще полгода. И потом я обязательно уйду. 

- Вик, а мы тебе говорили про план рабочего дня?
- План? Какой план?














- Ну надо фиксировать то, что ты делаешь в течение дня. Вот, допустим, ты пришла на работу и включаешь компьютер. Пишешь "9.00 - 9.01 - включила компьютер". Или вот я тебе сейчас рассказываю про план - обязательно напиши "11.22 - 11.26 - обсуждала заполнение плана с N".

Эээ.

Серьезно?

Надо продержаться хотя бы три месяца. Тем более, что через месяц всех железно с места кадровика переводят на должность менеджера по персоналу. Я уйду с документооборота в собеседования, а там будет легче. Наверно.


Эта моя работа напоминает эпизод с планетой в "Интерстелларе" - я проработала семь дней, но такое чувство, что семь месяцев.

Я смотрела, как девочки в отделе говорили по рабочим вопросам, а потом обеспокоенно спрашивали друг у друга, сколько времени у них занял разговор, и записывали это всё в листочки.

Обед у них длился от силы двадцать минут, ибо весь день был расписан по минутам (буквально), и если ты, допустим, посвятил проверке рекомендаций с прошлых мест работы кандидата 20 минут, вместо 10 - изволь эти 10 минут откуда-то взять и выполнить план, иначе сиди на окладе и страдай.

В перерывах между заполнениями личных дел я смотрела образцы отчетов, которые составлялись раз в месяц.

1. Собеседования - 10 часов в месяц.
2. Мониторинг рынка труда - 3 часа в месяц.
3. Обзвон канидатов - 2 часа в месяц.
4. ...
5. ... 
6. ...

Потратил больше и не уложился в сладкую идеальную норму? Иди отчитывайся к начальству, потому что не порядок. Дано ж тебе полчаса на собеседование, чо ты с ним трещал сорок минут-то?

Так, я что-то таблички "Атомная станция, питающая всю планету и даже немножко Венеру, охраняющая всех зверюшек, под фундаментом которой все золотовалютные запасы мира и бочка нефти" при входе в организацию не увидела. Я плохо смотрела. Определенно.


Я всегда уходила с работы первая и чувствовала себя королем Тунеядляндии, а на следующий день приходила и видела усталых девочек, которые пришли на два часа раньше, потому что вчера они ушли на три часа позже и не успели всё доделать.

Мои коллеги сдавали начальству какие-то странные экзамены, расстраивались до слез, когда узнавали, что не сдали, и учили, учили, отнимая время от рабочего процесса, которое, как вы помните, расписано, и если ты сейчас от него отнимаешь - потом будешь догонять.

Я честно пыталась играть по правилам, но моя рука предательски уводила слово "минут" в завитки и линии, когда мозг давал ей команду сообщить плану, что я вышла на пару минут в уборную.

Конечно, можно было хитрить и писать эти часы и минуты от балды, подгоняя под план, тем более, что у меня все было менее сурово, чем у эйчаров, но моя внутренняя Вика брыкалась и вертелась, как ребенок от ложки с касторкой, отказываясь вообще принимать саму концепцию такой организации ресурсов. Она отчаянно вопила, что это все не правильно, что люди не роботы и менеджер, который спит между страницами моего диплома, проснулся от возмущения. 

Какие там три месяца - месяц и всё. Домой.



Я не хочу юлить и хитрить, я хочу работать и быть полезной, а не воротить тут унылую игру офисных престолов, стараясь делать вид, что это норма, хотя что-то мне подсказывало, что нет.

- Вот ты когда будешь составлять объявление, - учили Катю, которая по прошествии месяца осваивала новую должность менеджера по персоналу. - Обязательно пиши "Без опыта работы". Потому что люди придут и будут думать, что такие объемы работы - это нормально. Им не с чем сравнить"

Продержись до конца недели - говорила себе я, которой было, с чем сравнивать. 

После работы я приходила, ложилась на диван и ревела под аккомпанемент хлопанья ресниц двух пар округлившихся глаз. Я думала о работе на работе, после работы и до работы, в универе и на фотосессиях, мне снилась работа.

Я думала о работе на обеде, стоя у окна и жуя резиновую сосиску в тесте, наблюдая за печальной трехногой дворняжкой, местной любимицей, которой, чтобы получить внимание и заботу, пришлось лишится части себя.

- Представляете, - обсуждали в отделе, который занимался еще и решением конфликтов между работниками. - Тут N приходила. Жаловалась на Y. Говорит, сижу, работаю, смотрю в монитор. Поднимаю глаза и встречаюсь взглядом с Y. А она мне говорит "Что, работы нет?". Мол, раз глаза отвела. Нет, ну я бы точно так работать не смогла.

Да ты и так так работаешь! - хотелось крикнуть мне, но вместо этого я пошла в бухгалтерию за нужными бумагами, чтобы пройтись и отвлечься. Отлечься, скорее, в углу вон, за цветком.


- Вик, ты мне скинь заявку в чат, пожалуйста, - сказала приятная женщина главбух, ставя увесистые папки с документами обратно на полку. - Ну что я эти три минуты потратила не на ерунду какую-то, а приказы для тебя искала.

- Скину. - кивнула я. 

Скину с себя всё это.

Я долго сомневалась - ведь неплохая же внешне фирма, ведь попала сюда тяжело, доверие мне такое оказали, пригрели змею на груди, вон она, ползет уже в сторону остановки, окаянная.

Но случай с бухгалтерией стал финальным аккордом в моей короткой песне принятия важного решения и тем же вечером я набрала девочку, которая две недели назад задала мне вопрос "Как Вы считаете, что является Вашей слабой стороной?". Тогда я ответила, что излишний перфекционизм. 

Мне надо было ей сказать, что теперь я точно знаю правильный ответ - моя слабая сторона в том, что я сама по себе слабая, и не могу похоронить себя на работе, в которой моё любимое слово "ресурс" предстало в самом жутком смысле. 

Ты - ресурс. Пока ты ценен - ты с нами. Как только ты выдыхаешься - ты нам не нужен. 

Как менеджер я прекрасно понимаю, что работа - это не там где все танцуют джигу-дрыгу, а сотрудников носят на золотых перинах. Нет. Сотрудник - это ресурс, который нужен организации для достижения её целей. Все это знают, но делают вид, что их все любят за то, что они умные, красивые и уникальные. Все поддерживают такую некую игру, где нет проигравших и победителей, есть жизненные реалии, с которыми надо считаться.

Но когда тебе настолько явно дают понять, что ты - механизм, вот прям с какой-то даже издевкой, что ли, без права на возражение - тебя это возмущает. Меня, по крайней мере, возмутило. Наверно, я слишком много о себе думаю.



- Ну я первый месяц тоже плакала каждый день - и ничего.

Каждый день плакать? Ради чего? Опыта, денег, чтобы принести прибыль незнакомому дяде? Кому это надо и надо ли? 

Я не хочу быть любимицей такой ценой, лишившись части себя. 

Да, я определенно слишком много о себе думаю. Как в ходе пары на психфаке сказала моя преподавательница, описывая примерно такую же ситуацию: "Он пришел после университета и, простите, зараза, считает, что у него есть право выбирать!"

Время покажет, правильно ли я поступила, или решение было слишком поспешным - неделя, таки, совсем не срок, скажете вы, ведь ты еще напрямую не столкнулась ни с переработками, ни с экзаменами, ответите вы, и будете в некоторой степени правы, но поверьте моему пиратскому чутью - я вообще редко в чем ошибаюсь. Как говорится, не спрашивай, по ком звонит колокол - он звонит по тебе. Если такое есть, значит то, что это коснется и тебя - вопрос времени.

На следующий день я попросила меня отпустить. Телефон, побывший моим всего неделю, разрывался, что-то требовал финансовый отдел и грузчик пришел заказывать справку с места работы в банк. Уже накинув куртку, пообещав финансистам внести в базу данные, оставив Кате соответствующее напоминание и дав грузчику образец записки, я вышла из офиса.

Хорошо, что я не успела заполнить свою трудовую книгу. Её и все документы я забрала днем ранее. Кадровик же, могу себе это позволить.

Мне казалось, что, уволившись, я испытаю нереальное облегчение, но, поймав маршрутку и прислонившись к её холодному стеклу я подумала, что это конец.

но нет

6 комментариев:

  1. Даа, знаю эту систему отчётов. Вообще, крайне против таковой, уволилась бы сразу.
    А почему не облегчение?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А вот не знаю, сама не поняла :С Прям ненормально как-то - вроде избавился от груза, а легче не стало.

      Удалить
    2. Возможно, это ж уход опять в никуда, а иногда плохо - лучше, чем ничего.

      Удалить
  2. Такое бывает, надеюсь, что сейчас все хорошо, но такое расписывать каждый раз устанешь. Или приходилось писать к примеру: 9.00-9.02 заполнение плана.

    ОтветитьУдалить
  3. Жееееесть, Викуш! Это действительно система для роботов.
    Интересно, визиты в уборную тоже фиксировались? Ну в общем, ужас это.
    Нас когда еженедельно-то обязали писать отчеты, я была недовольна. Нет бы потратить время вместо этой писанины на что-то действительно полезное..

    ОтветитьУдалить