вторник, 1 октября 2013 г.

Боевой гимн матери-тигрицы (с)

Крутое название, да?

Оно мне так понравилось, что я даже не стала менять его на свои фирменные ярлычки (видим "фирменные" читаем "дебильные").

Собственно, именно название заставило меня обратить свое внимание на книгу, сиротливо приютившуюся между своими толстыми сестрами на полках продовольственного гипермаркета.

Волею судеб книжный отдел располагается перпендикулярно отделу с автомобильными примочками и, пока Вова придирчиво нюхал "ёлочки" в машину, я бестолково слонялась около книжных полок, хватая в свои руки всё, что красиво блестело, звучно называлось или издавало жуткие звуки.

Потом я отошла от полки с детской литературой и выхватила небольшую (по моим меркам) книженцию с подозрительно скучной обложкой и поразительно сочным названием.


Как-то неожиданно для нас самих, в нашей занесённой черной шерстью квартире появились они.

В последний раз я покупала книгу учась в школе. 
После я предпочитала скачивать всё на электронную читалку и самозабвенно пыхтеть над очередным жутким романом Кинга, накрывшись пледом с головой.

Поэтому с покупкой "Боевого гимна..." я таки решила повременить. Скептически прочитав пару страниц в магазине, я положила книгу на место и, вернувшись домой, тут же полезла терроризировать гугл запросами "Скачать/читать книгу "Боевой гимн...".

И да! Я нашла её! Ну кто бы сомневался.

Самодовольно пожевав губы, я приступила к чтению, радуясь, что приобщусь к книге, которая вызвала скандал и о которой очень много спорили на различных форумах.

Скандалы, интриги, расследования... Идите ко мне, сладкие.

Но на двадцатой странице я внезапно обломалась.

Кина не будет - халява закончилась. Если хотите узнать продолжение, отправьте слово "ЖЛОБ" на номер "69". 

Я долго думала, стоит ли эта небольшая книга своих денег (ну знаете ли, на 300 рэ можно один раз поесть в одной сети быстрого питания, ага).

Потом я решила, что в этот раз моему целлюлиту придется немного расслабится и не ждать пополнения своих нестройных рядов в ближайший месяц...

...и вот вчера я дочитала эту скандальную книгу.

Давайте я начну вот с чего: очень много людей (именитых и нет) очень жестко отзывались как о книге, так и об авторе, которая изложила историю своей жизни, сделав акцент на том, как она воспитывала двух своих дочерей по системе "китайского воспитания".

Данная система базируется на полнейшем повиновении воле родителей, предполагающая слепое обожествление, отсутствие у ребенка свободы выбора и свободы решения.

Звучит жестковато, да.

Особенно момент, когда она выгнала свою трехлетнюю дочь на мороз за то, что та отказалась играть на фортепиано. Или то, когда она небрежно высмеяла открытку, которую ей собственными руками сделал её ребенок.

Честно: в случае с открыткой я бы сделала тоже самое. 

В общем, дочитав книгу, у меня в душе остался какой-то осадок раздражения, но не поведением матери-автора, а камнями, которые бросали в её сторону все, кому не лень.

Сейчас я вам буду свое мнение яро доказывать, и меня совсем не смущает, что вам всё равно: ключ у меня, и пока не дослушаете - не выйдете. 

Да-да, если спрыгнешь на козырек, есть шансы не сломать шею, но материальный ущерб владельцу аптеки сама будешь выплачивать.

Итак, отрывок из книги:

Вот список вещей, которые моим дочерям Софии и Луизе запрещено было делать:

• ночевать у друзей;
• ходить на детские праздники;
• участвовать в школьных постановках;
• жаловаться на то, что им нельзя участвовать 
в школьных постановках;
• смотреть телевизор или играть в компьютерные 
игры;
• выбирать внеклассные занятия по своему усмотрению;
• получать любую оценку, кроме пятерки;
• не быть отличницами по всем предметам, кроме физкультуры и драмы;
• играть на любом другом инструменте, кроме фортепиано и скрипки;
• не играть на фортепиано и скрипке.

Сначала я, человек, воспитывавшейся по системе "Зайчик-Вика", немного ошалела. 

Нет, на самом деле, мне показалось, что это полный арбуз и у мамы явно какие-то проблемы. 

Но, прочитав книгу, я полностью поняла её позицию, подумала, повспоминала своё детство и вынесла вердикт, что каждый воспитывает своих детей так, как считает необходимым.

Да, говорят, мол, моральное давление так же плохо влияет на ребенка, как морение голодом или побои - или даже хуже.

Ну-ну. Очень интересно было бы услышать ответ мальчика из неблагополучной семьи на вопрос: согласился бы он жить в роскошном доме, проводить со своими родителями чудесное время, получать достойное образование и за это отплачивать лишь трудолюбием и смирением с тем, что его будут заставлять много, очень много учиться?

Я не вижу ничего плохого в том, что автор заставляла своих детей трудиться на плантациях интеллектуального риса. 

Да, возможно она была излишне фанатична - но разве то, что её дочери достигли колоссальных вершин в своих навыках не стоит этого?

Автор заставляла своих дочерей ежедневно заниматься музицированием, уделяя этому занятию по 4-5 часов в день.

А теперь тру стори (приготовьтесь, автор надевает плащ снобизма и самолюбования):

В своё время я играла на аккордеоне. И как-то так вышло, что это у меня получалось очень хорошо. Единственное, что мне мешало, было колоссальное волнение, которое судорогой сводило мои пальцы, но техника всё вывозила.

Когда я достигла старших классов в музыкальной школе, преподаватели внезапно решили, что меня нужно серьезно готовить к каким-то мифическим конкурсам, которых я до одури боялась и боюсь.

Когда мне принесли мои концертные ноты, я открыла их, и не то, чтобы удивилась, просто ткнула пальцем куда-то в середину листа и промямлила:

- Что это?

- Где? Вот это? Тут надо будет сжатым кулаком по клавиатуре. Научимся.

Больше я ничего не спрашивала, хоть и не понимала половину обозначений в произведении.

Я занималась по 4-5 часов в день, и уходила из музыкальной школы даже позже вахтерши.

Держать на себе 10-ти килограммовую штуку на протяжении такого отрезка времени было дико изматывающим занятием. Мои пальцы болели, спина ныла и единственное, что мне хотелось после занятий - по дороге домой упасть в сугроб и заснуть.

В один из таких дней, когда я методично штудировала две несчастных строчки из произведения Баха, которое было переписано из исконно-органной версии на аккордеон мне стало так тяжко, что я заплакала, стиснув зубы и наигрывая всё те же строчки.

Потом я ушла и больше не вернулась. 

На выпускном году, после семи лет учебы, я бросила музыкальную школу, потому  что у меня внутри что-то сломалось. 

Я думала: "Разве стоит какой-то конкурс таких усилий?". Я боялась ответственности. Я думала, что все должно быть намного проще, но, как оказалось - если ты хочешь в чем-то добиться успеха - ты должен вложить в дело все свои силы; если ты хочешь научиться плавать - тебе надо плавать. 

Ничего не получается само собой, даже если ты вундеркинд.

Только сейчас я поняла, что это был труд не ради эфемерной награды, в виде грамоты или кубка - это был труд ради внутреннего преодоления себя и возвышения над собой.

Мама на меня не давила. Сказала, мол, жалко, что столько лет ушли зря.

Но я была счастлива.

А вот теперь самая главная мораль, которую я вынесла для себя спустя пару лет.

Одна из немногих вещей, о которых я дико сожалею в своей жизни - это о том, что я бросила музыку. 

Я считаю, что меня нужно было запирать в комнате, ругать, принуждать, увеличивать нагрузки, выслушивая мои истерические вопли, но ни в коем случае не сдаваться и не отпускать.

Да, я бы просто адски кипела бы, проклинала все и всех, кусала ремень инструмента, но я бы достигла чего-то. Не обязательно это была бы победа в каком-то конкурсе - просто я бы доказала сама себе, что я могу. Что я делаю что-то очень круто, качественно и это мне досталось ценой чудовищных усилий. 

Но в то время мне такие мысли и в голову бы не пришли.

Мне до сих пор ужасно стыдно перед своими преподавателями, ведь я бросила не столько школу, сколько людей, которые верили в меня, тратили на меня своё время, силы.

И это мерзотнейшее чувство. Серьезно. Много всего было в жизни не особо приятного, но это - просто нож по сердцу всякий раз, когда я вспоминаю свое поведение.

"Класс народных инструментов" как никак

Если я увижу, что у моего ребенка будет что-то получаться - я вгрызусь ему в штанину и не отпущу, пока он не добьется в этом деле успеха.

Пусть он меня ненавидит, презирает, но я считаю, что это достойная цена того, чтобы он никогда не сказал: "А вот если бы я тогда не сломался...".

Это будет, в некоторой степени, нехорошо, ибо мои родители никогда не давили на меня и не заставляли делать то, чего я не хочу, предоставляя полнейшую свободу выбора, и я (что логично) должна относится к своим детям так же, но...

Мне кажется, главное - стараться максимально развить свое чадо, инвестируя в его будущее, даже если в настоящем будет очень тяжело.

Я люблю своих родителей и сочувствую своим будущим детям.

И да: ночевать меня тоже не отпускали лет до семнадцати.

Да, к лучшей подруге. Да, она живет в соседнем доме. Да, вы дружите с детского сада.
А теперь иди чисти зубы и ложись спать.

Короче, в каждом домике свои гномики - каждый сам решает, каким путем ему идти.

После ознакомления с позицией автора, я, в большей степени, приняла её мнение, нежели сторону мамочек, кричащих: "О Боже, ну разве можно так относится к ребенку?!".

Какую позицию примите вы - это ваше решение.

Если вдруг решите приобрести книгу - пошли выйдем, подискутируем.

В любом случае, я ухожу рыдать под Либертанго, мечтая еще хоть когда-нибудь сыграть его, а вам оставляю драматическую фоточку, баночку с чужими тараканами и наказ никогда не сдаваться и ломать стены ради цели, даже если вы сломаете в процессе все руки и зубы.




20 комментариев:

  1. Стоит прочитать эту книгу, ты так описала, что уже руки чешутся прочитать.
    Я сама еще в начальной школе бросила фортепиано, теперь, обожая инструментальную музыку, жалею об этом. Жалею о том, что не научилась и потеряла столько времени.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да вот книга не сказать, что потрясающе написана, что там какой-то сочный слог или красочные эпитеты - просто тупо интересно почитать, как это вообще :)

      Я тебя понимаю, Алён :С

      Удалить
  2. Столько лет тебя знаю,но об этой истории не слышала.Ну да ладно,это твоё личное дело когда представить её на широкую общественность.По поводу поста хочу сказать вот что.Не нужно винить себя за прошлые действия,потому что не смотря на то,что ты не реализовалась в музыке,у тебя есть другие,просто уникальные способности.Например способность к дружбе.Может это и смешно звучит,но в наше время очень мало людей,которые способны на искреннюю дружбу.Ты прекрасный человек.И могу сказать за себя,ты очень и очень помогла мне в один из сложных периодов в жизни,хотя на чей-то взгляд он может и не показаться таковым.Но мне действительно необходима была поддержка.И я её получила,причем,что самое важное,как бы косвенным путем.И от этого она только прибавила в ценности и незаменимости.Спасибо тебе,Вика,спасибо,за то,что ты такая есть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ты не знала, что я ушла из музыкалки? Оо Ну, я , правда, потом пришла, спустя год, но это уже было совсем не то - просто "получу аттестат - не зря же деньги платила" - и не больше, к сожалению.

      Спасибо тебе, ты за последнее время столько теплого мне сказала, что я просто не понимаю, как я заслужила такое хорошее отношение, потому что на мой взгляд я ничего сверхъестественного не делала. Но мне безумно радостно и светло всякий раз, когда ты говоришь мне это, поэтому я тебе буду названивать по утрам перед парами, чтобы ты сказала мне, какой я пупсик, а я буду восторженно сопеть в телефон и прогуливать лекции =3

      Удалить
  3. А я за то, чтоб не вешать на своих детей свои амбиции и неисполненные желания. Мать хочет стать богатой и знаменитой? Вперед, женщина, работаем! Но не за счет своих детей. Я бросила музыкальную школу после полутора лет обучения. Никогда об этом не жалела. Стучать по клавишам была не моя мечта, а мечта моей мамы, которую в детстве не имели возможности отдать на фортепьяно. А позиция матери, выставляющей свое чадо на улицу в мороз в наказание... Ноу комментс, как говорится. Девиз таких родителей: поломай своего ребенка и надейся, что через 20 лет у вас будут хорошие родственные отношения )) А относительно морального давления на подростков - это вообще отдельная тема. И подобное давление может привести к очень непредсказуемым результатам. Дети разные бывают. Характеры разные. В этом возрасте часто сносит крышу, и тогда я не завидую тем родителям, которые довели свое чадо до подобного. Кроме того, я не считаю ребенка чьей-то собственностью. Родитель в течении какого-то времени несет за него ответственность и воспитывает его, дабы вырастить достойного члена общества (в идеале, конечно). Но ребенок - это пусть маленькая, но личность, индивидуум, со своими мыслями, мечтами, и требовать от него отказаться от своего "я" из-за диктаторского нрава ненормальной мамаши - что ж, я тоже среди противников этой книги ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Когда родители пытаются реализовать через своих детей собственные несбывшиеся планы, плюя на индивидуальность и мнение своего ребёнка, и упиваясь лишь призрачным триумфом хотя бы части себя - это не то, чтобы плохо, или ненормально - это страшно и не подлежит никакому обсуждению.

      Конкретно в данной книге мать говорит, что она прекрасно осознает, что её дети могут возненавидеть её и не общаться с ней в будущем - она готова к этому ради их счастья, и ради знаний, которые она им даст. Кроме того, она акцентировала внимания на тех занятиях, которые нравились её дочерям - не заставляя заниматься чем то, что симпатично только ей - её дочери сами признаются, что любят свои музыкальные инструменты и сам процесс игры на них, любят то ощущение торжества и превосходства, которое он им даёт.
      Но всё равно она потом сдалась и разрешила своей второй дочери... Дальше спойлеры пойдут =3 А еще - у них была богатая семья :)

      Вооооот. Защитила совершенно "мнепофигващенанее" китаянку и сижу довольная.
      Благодарю тебя за мнение, которое очень интересно было обдумать =3

      Удалить
    2. Разумеется лучше как сейчас, все воспитывают личности из детей, детям ни фига ничего не надо. Причем если по первости это были талантливые, умные дети, которым просто и правда не надо было что-то в физике или музыке, то теперь это детки, которым в принципе на все по фиг кроме планшета и игрушек. А многим уже и на это по фиг - слишком интеллектуально. Мама не должна заставлять и реализовывать что-то? Дадада. И поэтому половина детей в нашей стране сначала кончает платный вуз - на деньги матери!!!! а потом сидит на ее же шее в подареной ей же квартире и бывает годами "ищет себя"

      И второй аспект. Все ждут, что все свалится на них само. И богатство и знания и все-все. Поэтому вах, надо много заниматься? Мать ехидна это.

      Удалить
    3. Хм. Интересное мнение, я с такой стороны даже не думала. Действительно, сейчас же дети не учатся не потому, что они все силы бросают на один предмет, теряя в других, а потому, что им не нужен никакой из этих предметов. Меня родители тоже никогда не пинали, и поэтому я не особо-то и старалась - если бы не врожденный ум и подвешенный язык - чувствую, даже школу бы не закончила =) И это очень гадко и не хорошо, конечно, но поняла я это только сейчас. А как посмотришь на людей в университете, которые словно с луны свалились, так это вообще... Зато все "Я - король мира" и да, на деньги родителей.

      Я все-таки так же и остаюсь при своём мнении, что нужно заставлять учиться, нужно заставлять добиваться чего-то, даже если твой ребёнок будет истерить и плеваться - пусть лучше так, чем вырастить серый зазнавшийся кусок бессовестности.

      Удалить
  4. Хм... есть обратная сторона такого воспитания. Видела лично примеры, когда после подобного воспитания, достигнув 18, детки, так сказать, срывались и пускались во все тяжкие... Бомжами и наркоманами, они, конечно, не стали, но вкусить разные оттенки физических и моральных извращений вполне себе позволили.
    Поэтому я всегда за золотую и почти недостижимую середину)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот я тоже сейчас задумалась о менталитете - всё таки, мне кажется, в границах нашего сознания такие штучки бы не прошли в таком большом количестве семей, как это проходит в Китае - где каждый ребенок чуть ли не гений и гордость родителей. Как нам говорили в университете - образ типичного русского о сих пор не составлен и не может быть сформулирован - в отличии от того же образа типичного немца или американца.

      А с золотой серединой я полностью согласна :)

      Удалить
  5. Вик, а у тебя есть какие-нибудь видео, где ты играешь на музыкальном инструменте? Так непривычно видеть тебя в кокошнике С:
    *Книгу даже не буду комментировать. Мне не нравится, как меня воспитали, да так, что я даже (пока, во всяком случае) не хочу собственных детей. Так что..)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня есть, но они из разряда "Вике 10 лет, она играет тили-тили-трали-вали".
      Дико жалею, что у меня нет записей серьезных произведений - хотя, на старом телефоне, вроде были диктофонные записи, но я боюсь их смотреть - впадаю в слёзы ностальгии)

      Удалить
  6. Эту книгу можно смело вносить в список книг, которые нужно прочитать хотя бы из уважения к названию.

    ОтветитьУдалить
  7. Вот блин, я тоже люблю разглядывать детскую литературу :D

    А вот я последние года 2 часто покупаю книги. Достаточно часто. Мне так гораздо удобнее и приятнее читать. Читалки у меня нет, и пока не вижу смысла ее заводить, ибо у меня еще обычных непрочитанных книг целый склад. Да и опять же, неудобно мне так читать :\

    Нужно будет внести эту книгу в свой список "хочу прочитать" на лайвлибе. Довольно любопытная книженция для размышления о детском воспитании. Особенно для меня, как педагога.

    Ого, ты играла на аккордеоне! Надо же. У моего брата случилось нечто похожее с гитарой - тоже бросил музыкальную школу в последний год. Правда по иной причине.

    Я никогда не занималась музыкой, и тоже жалею. Почему-то мне кажется, что именно музыка может воспитать в человеке самые лучшие его качества, к примеру, такие как упорство, волю, терпение, уравновешенность, веру в себя, свои силы и многие другие. Кроме того, музыка, я считаю, - прекрасный фундамент для развития интеллекта и психических процессов (это во мне уже заговорил олигофренопедагог).

    Ты очень хороший человек, Вика. Ты видишь свою ошибку, ты ее осознаешь, и коришь себя за то, что не оправдала ожиданий своих педагогов. На такое далеко не многие способны.

    Нужно будут непременно прочесть книгу и поговорить с тобой о ней подробнее :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я вот тоже теперь стала покупать. Потихоньку, но стала. Есть такие книги, которые должны быть в печатном виде :)

      Олгофренопедагог в тебе очень хорошо заговорил! Очень воодушевляюще и красиво =3 Я прям по-другому посмотрела на свои занятия музыкой :)

      Спасибо, для меня это очень приятно и важно слышать, Юль. Я буду очень ждать, когда ты прочитаешь её, ибо я заставила всех её если не прочитать, то хотя бы узнать о её существовании и подискутировать со мной =3 А поговорить с тобой будет еще большим удовольствием. ^___^

      Удалить
  8. Согласна :) Я тоже считаю, что нужно потихоньку собирать свою достойную будущего библиотеку :)

    А я, кстати, училась играть на гитаре чуть больше месяца (раз в неделю; т.е. где-то занятий 5-6 было). Умею наигрывать "Кузнечка", "Jingle Bells", один бой, 7 аккордов. Вот сейчас разберусь с сессиями и вновь возьмусь за музыку.

    Хорошо, мы обязательно еще обсудим эту книгу :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. =О Для меня струнные инструменты - лес дремучий. Честно говоря не понимаю, как люди переходят от клавишных к струнным и не путаются. Или я просто такая одноразовая, заточила свой мозг только под одно направление :) Но ты молодец! Гляди, и будешь вообще с концертами выступать =3

      Удалить
    2. А меня вот сразу потянуло именно на струнные :) Среди них все мои любимые инструменты: виолончель и контрабас(!), скрипка, эрху, гитары...
      Когда я на каникулы приехала домой с гитарой, мама с папой были шокированы тем, что я купила ее и стала заниматься, да еще и со слепым учителем. Мама еще поинтересовалась, почему не клавишные, ведь по ее словам, играть на них проще всего: "бьешь себе по клавишам, и все". Но здесь я не согласно. Это все сугубо индивидуально.
      Сейчас я наверное просто ищу себе оправдание, чтобы не заниматься. Да, учеба напрягает, но я занималась и в более напряженный период. Пора уже взять себя в руки и продолжить.
      Дякую!:)
      В своих снах я уже выступаю с концертами на одной сцене с моей любимой Еленой Войнаровской :3

      Удалить
    3. Это прекрасно - иметь какое-то увлечение и стремиться достичь в нём вершин :) У меня был период, когда я хотела купить себе аккордеон и начать заниматься, даже смотрела объявления о продаже - потом забылось :с Но ты не бросай. Нужно расти, идти дальше, достигать вершин - и все будет замечательно. По крайней мере в пределах нашей небольшой Вселенной личностного роста и саморазвития (совсем разные понятия).

      Удалить